Вологодское кружево промысел. Вологодское кружево


1. ВОЛОГДА - ГОРОД КРУЖЕВНОЙ.

Вологда (ровесница Москвы) основана в 1147 году в 450 км к северу от российской столицы и расположена на обоих берегах реки Вологда, давшей имя будущему городу. «Вологда» можно перевести с угро-финского как «белая (чистая, прозрачная) вода».

Путь на Вологду из Москвы лежит через Сергиев-Посад, Переславль-Залесский, Ростов-Великий, Ярославль и Данилов. Двигаясь далее на север, можно добраться до знаменитых Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей.

В Вологде известно более двухсот памятников истории, архитектуры и культуры. Забавно, что сохранившиеся деревянные дома часто украшены резьбой и декоративными элементами, напоминающими деревянное кружево.

На фото: Деревянное здание вологодской библиотеки. Фото 2013 года.

2. КАКОЕ ОНО, ВОЛОГОДСКОЕ КРУЖЕВО?

Главным отличительным признаком Вологодского кружева является хорошо узнаваемый крупный узор, выплетаемый утолщённой нитью (сканью) в виде плавно изгибающейся («виляющей») ленты-полотнянки. Широкие ленты чередуются с участками прозрачного узорчатого плетения.

Часто используется орнамент растительного происхождения. Скань обычно белая, реже цвета неотбелённого льна или черная. Для создания рисунка используются изображения вееров, гребешков, цветов, деревьев, птиц.

Различают два вида Вологодского кружева. В первом случае элементы крупного основного рисунка из «полотнянки-вилюшки» примыкают друг к другу. Незначительные пустоты между ними заполняют косые диагональные сетки.

Во втором, более распространённом варианте, прозрачные участки с решётками из «паучков», насновок и плетешков играют не менее важную роль, чем основной рисунок, оттеняя и подчёркивая его динамичные изгибы.

3. КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ?

Для плетения Вологодского кружева потребуется плотно набитый цилиндрический валик-подушка ("куфтырь"), наполненный сеном, соломой, опилками и т.д., технический рисунок кружева на плотной бумаге («сколок»), коклюшки (вытянутые деревянные «катушки» особой формы с нитью) и комплект булавок.

Сначала сколок-рисунок закрепляется на валике. В элементы рисунка на бумаге втыкаются булавки. Кружевница перекладывает из руки в руку коклюшки с натянутыми нитками, обвивая закрепленные в точках рисунка булавки. По мере завершения элемента кружева, булавки переставляются в следующие точки рисунка.

По технике плетения различают численное, парное и сцепное кружево.

Численое кружево - самое простое. Выполняется даже без использования рисунка небольшим количеством коклюшек.

Парное - самое сложное вологодское кружева плетется по сколку большим количеством пар коклюшек - до нескольких сотен пар! Как в них можно не запутаться, непосвящённому зрителю совершенно непонятно... При его изготовлении, фон и узор выплетаются одновременно.

Сцепное вологодское кружево требует не более 6...12 пар коклюшек (что очень облегчает жизнь мастерицы). Готовые элементы сплетают («сцепляют») между собой при помощи, например, вязального крючка. Таким способом создают огромные скатерти или панно, над которыми одновременно работают десятки мастериц.

4. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ.

Считается, что слово «кружево» образовано от слова «окружать», т.е. украшать по кругу края текстильных изделий декоративной отделкой.

Техника кружевоплетения появилась в Вологодской области не позднее XVII века и была заимствована у кружевниц Италии и Фландрии (территория современных Нидерландов, Бельгии и Северной Франции).

В качестве самостоятельного промысла возникновение Вологодского кружева относят к началу XIX века. Примерно в это время в ряде помещичьих усадеб Вологодчины местные мастерицы начали плести ажурные украшения к одежде, подражая европейским кружевницам.

В крупных усадьбах создавались целые «кружевные фабрики», производившие продукцию для поставки в Москву, Санкт-Петербург и другие крупные города.

Постепенно техника кружевоплетения перенеслась и в крестьянские семьи, превратившись в народный художественный промысел.

Перед революцией в Вологодской губернии насчитывалось около 40"000 кружевниц.

5. МУЗЕЙ ВОЛОГОДСКОГО КРУЖЕВА.

В 2010 году в особняке Сорокина-Брянчанинова (XVIII в.) с выходом на Кремлёвскую площадь, был открыт Музей кружева.

В экспозиции музея наглядно представлены все этапы зарождения и развития кружевоплетения Вологодского края и мировые тенденции развития этого промысла с конца XIX по начало XXI века.

В августе 2013 года на пути в Ферапонтово мы на несколько дней остановились в Вологде. Одним из первых посетили Музей кружева с его богатейшей коллекцией знаменитого Вологодского кружева и тончайших европейских кружевных изделий с золотыми и серебряными нитями.

Фотографировать в Музее кружева было запрещено, поэтому сделать памятные фото и познакомиться с работой кружевниц нам посчастливилось только в салоне-магазине кружевной фирмы «Снежинка».

В 2015 году вологодский Музей кружева по отзывам посетителей экспозиции вошел в десятку лучших музеев России.

Ознакомиться с работами вологодских кружевниц можно и в Москве, во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства,

6. ВЫСТАВКИ И НАГРАДЫ

Вологодские кружевные изделия не раз получали первые места на международных выставках в Париже и Брюсселе.

Неоценимый вклад в сохранение традиционных и создание новых узоров для кружев внесла потомственная кружевница Вера Дмитриевна Веселова (1919-2006), работавшая долгое время главным художником кружевного объединения «Снежинка», а также её дочь, Надежда Валерьевна.

Отрадно отметить, что на Выставке-ярмарке народных художественных промыслов России «Ладья-2017. Зимняя сказка» в московском Экспоцентре на Красной Пресне в декабре 2017 года вологодцы снова оказались на высоте.

По итогам конкурса в рамках выставки, кружевной зонт работы вологжанки Нины Сумароковой, студентки Губернаторского колледжа народных промыслов, занял почётное третье место.

7. КРУЖЕВО В ПОДАРОК.

Хотите подарить необычный подарок ручной работы, профессионально выполненный в лучших традициях народных художественных промыслов? Не тот, дискредитировавший себя "hand made", грубо изготовленный неумелыми руками и продающийся в местах скопления туристов по всему миру.

Подарите настоящее изделие из Вологодского кружева, выплетенное руками кружевниц на тихонько постукивающих деревянных коклюшках, точно так, как делали это их бабушки, и прабабушки...

В интернет-магазине ООО Вологодская кружевная фирма «Снежинка» ценовой диапазон подарков из кружева очень широк: можно приобрести кружевной воротничок за 2"640 руб, а можно купить жакет-болеро «Тюльпан» ручной работы за 170"000 руб.

Более того, можно включить фантазию и заказать изделие со своими пожеланиями и получить, к примеру уникальное кружевное панно с логотипом вашей компании.

В сувенирных магазинах при музеях иногда можно найти небольшие, но очень выразительные фрагменты или законченные изделия из Вологодского кружева ручной работы, размещенные на контрастном фоне в рамочке под стеклом.

Выбирайте, заказывайте и дарите дорогим вам людям настоящее!

8. ВОЛОГОДСКОЕ КРУЖЕВО - НМПТ №3.


ВОЛОГОДСКОЕ КРУЖЕВО

Номер заявки: 93042565

Дата государственной регистрации: 25.05.1994

Указание товара:
Кружева, занавеси, покрывала, салфетки, скатерти, дорожки, полотенца, воротники, вставки, жилеты, блузы, манишки, косынки, манжеты, манто, пелерины, шарфы, галстуки, палантины, накидки, перчатки, платья-фартуки, шали, костюмы, жабо, закладки для книг кружевные. Вологодское кружево обладает высокой художественностью, выразительностью форм, строгим ритмом, декоративным богатством и совершенством техники исполнения. Для изготовления кружева используют льняные, шелковые, металлические, хлопчато-бумажные нити. В вологодском кружеве используются два вида техники плетения: парное и сцепное. Наиболее характерные узоры вологодских парных кружев строятся из повторяющихся в спокойном ритме четких, простых геометрических форм. Узоры кружев состоят из вписанных в ромбические формы прозрачных паучков, различных решеток, сеток, которые сочетаются с треугольниками или зигзагообразными мотивами более плотного плетения. Встречаются также круглые, реже овальные формы, заполненные звездочками, розетками, цветочными венчиками. В орнаменте вологодских сцепных кружев представлены старинные характерные мотивы: цветы с пятью и семью лепестками, крупные многолепестковые цветы, похожие на подсолнечники, и цветы, заключенные в круг или овал, листья разнообразной формы - то скромные трехлистники, то большие, напоминающие папоротник. Для вологодского кружева характерна и тема зимы, зимнего леса, снежинок. Рисунок кружева выполняют плотной полотнянкой со сканью или без нее, часто полотнянка переходит в сетку, что придает рисунку легкость, ажурность. Узоры вологодского кружева имеют плавные, мягко изогнутые линии, симметрично расположенные мотивы или раппопортно повторяющиеся элементы. Растительные, цветочные композиции или сюжетные сцены четко выделяются на легком ажурном фоне плетешковых решеток, отвивные петельки придают кружеву воздушность, а плотные насновки и паучки создают декоративность. Богатейшие орнаментальные традиции северного края способствовали формированию своеобразного изобразительного языка вологодского кружева. Вологодское кружево отличает особая элегантность, поэтическая образность, удивительная пластика орнаментов и их напевность.

СВИДЕТЕЛЬСТВО 3/2

Номер регистрации наименования места происхождения товара: 3

Номер свидетельства на право пользования: 3/2

Номер заявки: 200672522

Дата регистрации: 02.07.2007

Дата истечения срока действия свидетельства: 01.09.2016

Наименование места происхождения товара:
ВОЛОГОДСКОЕ КРУЖЕВО

Обладатель свидетельства:
Закрытое акционерное общество Вологодская кружевная фирма "СНЕЖИНКА", 160012, г. Вологда, ул. Козленская, 119-а (RU)

Указание товара:
Кружева


г. Вологда

Продление срока действия свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара

Обладатель(и) свидетельства:
Общество с ограниченной ответственностью Вологодская кружевная фирма "Снежинка", 160012, Вологодская обл., г. Вологда, ул. Козленская, д.119, корп.А (RU)

Дата, до которой продлен срок действия свидетельства: 01.09.2026

Дата внесения записи в Государственный реестр: 17.02.2017

СВИДЕТЕЛЬСТВО 3/3

Номер государственной регистрации: 3

Номер свидетельства: 3/3

Номер заявки: 2012743898

Дата государственной регистрации: 14.02.2014

Дата истечения срока действия свидетельства: 06.12.2022

Наименование места происхождения товара:
ВОЛОГОДСКОЕ КРУЖЕВО

Обладатель(и) свидетельства:
Общество с ограниченной ответственностью "Вологодская кружевница", 160012, Вологодская область, г. Вологда, Советский пр-кт, 135Б (RU)

Указание товара:
Кружева, кружевные изделия

Указание места происхождения (производства) товара (границ географического объекта):
город Вологда

По вопросам регистрации НМПТ обращайтесь
к патентному поверенному РФ, рег. № 498

Вологодское кружево - особенное явление в народном искусстве Русского Севера. Богатство и разнообразие узоров, чистота линий, мерные ритмы орнаментов, высокое мастерство - таково его художественное своеобразие. О вологодском кружеве сложены стихи и песни, созданы фильмы, выпущены красочные буклеты. Вологодское кружево известно по всему миру, долгое время оно олицетворяло славу русского кружева.

Слово «кружево» происходит от «окружать», украшать нарядной отделкой края одежды и других предметов из тканей. Кружевоплетение было известно на Руси издавна. Им занимались женщины всех сословий. Платье царей, князей и бояр украшало кружево из золотых, серебряных и шелковых нитей; в народной одежде использовалось кружево из льняной пряжи, а с конца XIX века - из хлопчатобумажных нитей.

Художественные особенности вологодского кружева сложились уже в XVII-XVIII веках. До XIX века кружевоплетение имело характер домашнего художественного ремесла. В 20-х годах XIX века в окрестностях Вологды была основана кружевная фабрика, на которой работали десятки крепостных девушек-кружевниц. В середине XIX века кружевоплетение на вологодской земле превратилось в промысел, которым занимались тысячи мастериц в разных уездах. Особенно это ремесло было развито на территории Вологодского, Кадниковского и Грязовецкого уездов. В каждом из них сложились местные особенности узоров и приемов плетения, свой круг кружевных изделий, но отличить их может только тонкий знаток этого искусства. Кружевной промысел в Вологодской губернии достиг расцвета во второй половине XIX века. Если в 1893 году плетением занимались четыре тысячи мастериц, то в 1912 году их было почти сорок тысяч. Известность вологодского кружева перешагнула границы страны. Мода на него охватила многие страны Европы.

Отличительной особенностью традиционного вологодского парного кружева является четкое деление «строения» кружева на узор и фон. Вследствие этого крупные и плавные формы орнамента очень выразительно выделяются непрерывной линией, ровной по ширине на всем протяжении узора. В ранних вологодских кружевах в качестве ведущего орнамента варьировались стилизованные изображения птиц, древа жизни и другие старинные мотивы, характерные для более древней по происхождению вышивки. Сегодня вологодское кружево отличает разнообразие орнамента, монументальность форм и преобладание цветочных мотивов.

Вологодский промысел получил широкое признание как в России, так и за рубежом. Талант и мастерство вологодских художников и кружевниц были неоднократно отмечены на многих международных и отечественных выставках. В 1937 году на международной выставке в Париже Вологодскому кружевному союзу за новизну и художественное исполнение кружевных изделий была присуждена высшая награда - Гран-при, на Брюссельской выставке в 1958 году вологодское кружево было награждено золотой медалью. А в 1968 году ведущим художникам производственного объединения «Снежинка» была присуждена Государственная премия РСФСР имени И.Е. Репина. Немало фантазии, творческого труда, высокого мастерства вложили в свои работы старейшая кружевница К.В. Исакова, известные мастера своего дела Э.Я. Хумала, В.В. Сибирцева, заслуженные художники РСФСР В.Д. Веселова и В.Н. Ельфина. Многие их произведения хранятся в крупнейших музеях страны.

Общие для всего вологодского кружева особенности в творчестве каждого мастера приобретают индивидуальную окраску. Так, работы К.В. Исаковой развивают камерное лирическое направление. Нежность и теплота образов отличают ее панно «Олени», созданное в 1968 году. На нем изображены ели и скачущие олени. Мерные повторы фигур, их расположение рядами, четкий рисунок с рельефным контуром на фоне легкой сквозной решетки, словно летящие снежинки и белый цвет льняных нитей, - все это рождает образ погруженного в тишину зимнего леса.

Многообразно творчество В.Д. Веселовой. Потомственная кружевница, она в совершенстве знает все секреты кружевоплетения, что позволяет ей на равно высоком художественном уровне создавать и небольшие бытовые вещи, и декоративные панно. Одна из уникальных работ Веселовой - скатерть «Ладья». В ней соединились все лучшие черты творчества художницы: поэтичность образов, благородство рисунка, богатство разработок в деталях, отточенность технического исполнения кружева, его непременная обусловленность содержанием и характером орнамента.

Свое название вологодское объединение получило в 1964 году по скатерти «Снежинка» еще одной выдающейся кружевницы - В.Н. Ельфиной. Ее творчество тяготеет к монументальным композициям, крупным формам орнамента. В 1978 году Ельфиной исполнено панно «Поющее дерево». Оно символизирует весну и связанное с ее приходом цветение природы, пробуждение жизни, многоголосое пение птиц. Пышное Древо Жизни усеяно цветами и сидящими на нем птицами. Плотный узор противопоставлен легкому ажурному фону. Сочетание суровых и белых нитей придает панно серебристый оттенок.

Вологодское кружево сегодня - это прежде всего кружевная фирма «Снежинка», где работают профессиональные кружевницы и опытные художники; это профессиональное училище, где обучают будущих кружевниц, а также учреждения дополнительного образования, где юные вологжане знакомятся с историей кружевоплетения и постигают основы этого мастерства. Вологодская кружевная фирма «Снежинка» - постоянный участник международных и российских выставок. Фирма сотрудничает с отечественными и зарубежными партнерами. Важнейшей стороной творчества художников промысла является создание произведений для музеев и выставок. Это, главным образом, панно, занавеси, скатерти. Сегодня с полным правом можно утверждать, что вологодское кружево достойно входит в мировую сокровищницу кружевного дела.

Название известного на весь мир вологодского кружева пошло от уезда, мастерицы которого сформировали особый тип плетения и характерные, легко узнаваемые мотивы. Изначально кружево плелось в качестве декоративных элементов и оторочек для платьев и постельного белья, после из него стали изготавливать отдельные элементы одежды и домашнего текстиля для столичных модниц. В годы войны мастерицы Вологодской области плели кружево для английской знати. Неоднократно изделия русских мастериц получали высшие похвалы, признания и награды. Способствовали этому уникальные рисунки, техники и качество самих изделий.

История вологодского кружева

("Пыльник" для плетения )

Впервые кружево начали плести на территории Европы. Носившие его представители европейской знати задали модный тон и остальным странам. Докатилась эта мода и до России. Наиболее активно выплетали кружево на территории Вологодской области. Вначале это было подражанием европейским мотивам, которые предпочитали владельцы поместий, но постепенно у мастериц начали вырабатываться собственные мотивы кружевного полотна.

Появилась особая техника, которая за счет получаемого выразительного и фактурного рисунка стала известна на весь мир. Новый способ плетения был изобретен Анфией Брянцевой, которая впоследствии обучила данному ремеслу несколько сотен мастериц.

Вначале XIX века на территории все того же Вологодского уезда была основана фабрика по плетению кружева. Активно занимались данным видом промысла и на дому. К середине столетия число мастериц, плетущих вологодское кружево, составило порядка 40 тысяч человек.

Производство расширялось, и мастера дела появлялись и в других уездах, но мотивы изделий немного отличались. Заметить подобные тонкие нюансы могут только профессионалы.

Элементы промысла

Традиционные изделия, которые плетут в технике Вологодского кружева – это:

  • косынки ;
  • шарфы ;
  • платки ;
  • кофты ;
  • воротники ;
  • салфетки ;
  • перчатки и т.д.

Первые образцы вологодского кружева были сплетены из льняных нитей, отбеленных либо суровых. Впоследствии их заменили на более тонкие, хлопковые. Сегодня к ним могут добавляться примеси из синтетических нитей, которые придают кружеву эластичность.

Для нарядного и праздничного кружева в ажурные ленты вплетались нити золотистого либо серебристого цвета.

Техника выполнения

Вологодское кружево плетется также, как и классические кружевные элементы. Для их изготовления берется множество коклюшек с намотанными на них нитями. Число деревянных инструментов может достигать 60 единиц.

Рабочий рисунок с узором в натуральную величину крепится к вращающемуся куфтырю. На набитый тканевый барабан накалываются иголки и уже после мастерицы приступают к непосредственному плетению мотивов.

Отличительная особенность вологодского кружева – это наличие плетеного фона и ленточного рисунка. Последний смотрится как одна широкая линия и является основным изображением на кружеве. Изделия, плетеные в данной технике получаются фактурными и напоминают полотна гипюра, только лучшего качества.

Вконтакте

Богатство и разнообразие узоров, чистота линий, мерные ритмы орнаментов, высокое мастерство — таково его художественное своеобразие.

Вологодское кружево обладает особой самобытной красотой. На развитие орнаментального искусства кружева большое влияние оказали узоры резьбы по дереву, орнаменты ткачества, старинные вышивки. Особенно ажурная вышивка «вологодское стекло» с разнообразными «снежинками» и «паучками» на сквозных фонах.

Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Эта вышивка в основном бытовала в Вологодском уезде, и именно на этой территории промысел развивался особенно интенсивно. Орнамент вологодского кружева характеризуется мягко-изогнутыми плавными линиями рисунка, он всегда графически чёткий, ритмичный и может состоять из геометризированных фигур или растительных обобщенных форм.


Маниту , GNU 1.2

Для изготовления вологодского кружева требуется: подушка-валик, коклюшки, можжевеловые или березовые булавки, узор. Типичный материал для вологодских кружев - лён, отбеленный или суровый.

В XVII кружевницы осваивали методику плетения кружев с использованием серебряных и золотых нитей, изготовленных из волочёной проволоки или из шёлковой нити-сердечника, обвитой металлической нитью.

Немного истории

Вологодское кружевоплетение восходит к 16-17 вв., но как промысел существует с первой четверти XIX века. Изначально считается, что кружево зародилось в Европе, а наиболее древними центрами кружевоплетения считаются Италия и Фландрия.


Маниту , GNU 1.2

По официальным исследованиям (С. А. Давыдовой) установлено, что во времена крепостного права во всех значимых помещичьих усадьбах губернии находились кружевные «фабрики», поставлявшие кружевные изделия в Санкт-Петербург и Москву.


И. Мартынов, Н. Черкасов , CC BY-SA 3.0

И одна из таких фабрик была основана помещицей Засецкой в трех верстах от Вологды в селе Ковырино не позднее 20 годов XIX века. Там крепостные выплетали тончайшее кружево для отделки платьев и белья, подражая западноевропейским узорам.

Со временем из помещичьих мастерских плетение кружев переместилось в народную среду и стало одним из видов народного искусства, отражавшего запросы и вкусы широких кругов местного населения.

В 1893 году в Вологодской губернии кружевным промыслом занимались 4 000 мастериц, в 1912 году - 40 000. В 1928 году в Вологде была создана профессионально-техническая школа кружевниц. В 1930 году был создан Вологодский кружевной союз. В 1935 году - художественная лаборатория при Вологодском кружевосоюзе.


Semenov.m7 , CC BY-SA 3.0

В 30-е годы XX века в кружеве появились изображения, отражающие советскую действительность. В 1960 году организовано Вологодское кружевное объединение «Снежинка».

3 ноября 2010 года в Вологде, в здании бывшего Госбанка на Кремлёвской площади, 12, открылся Музей кружева. Общая площадь музея составляет 1400 м², а экспозиционная - 600 м². В основной экспозиции представлены более 500 предметов, рассказывающих об основании и развитии этого традиционного художественного промысла Вологодчины.

Фотогалерея













Полезная информация

Волого́дское кру́жево

Отделка к платьям и белью

Начало промысла относится к 1820 году, когда близ Вологды в имениях помещиков крепостные стали выплетать отделки к платьям и белью, подражая западноевропейским.

До 40-х гг. прошлого века преобладало мерное кружево для отделки белья, позднее основными стали штучные изделия - дорожки, салфетки, нарядные съёмные детали женской одежды - воротнички, жабо, пелерины, шарфы, галстуки и перчатки.

Также кружевами украшали и до сих пор украшают платья, скатерти, салфетки и мебель.

Элементы узора

Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой, «вилюшкой».

Они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных «насновками» в виде звёздочек и розеток.

В растительных узорах преобладают мотивы из гибких ветвей с петлеобразными листьями, трилистниками, круглыми или вытянутыми лепестковыми и лапчатыми цветами, веерообразными мотивами, подковообразными фигурами.

Расположение узоров

Узоры на изделиях обычно располагаются по окружности широкими каймами со свободной или заполненной орнаментом серединой, идут по периметру изделия, собираются в полосы разной ширины, могут быть распределены по всему ажурному фону.

Композиции часто строятся из зеркально симметричных мотивов, придающих кружеву строгость и особую статику. Отличительной чертой вологодского кружева является большое разнообразие фоновых решеток.

Орнамент

Отличительной особенностью традиционного вологодского парного кружева является четкое деление «строения» кружева на узор и фон.

Вследствие этого крупные и плавные формы орнамента очень выразительно выделяются непрерывной линией, ровной по ширине на всем протяжении узора.

В ранних вологодских кружевах в качестве ведущего орнамента варьировались стилизованные изображения птиц, древа жизни и другие старинные мотивы, характерные для более древней по происхождению вышивки.

Сегодня вологодское кружево отличает разнообразие орнамента, монументальность форм и преобладание цветочных мотивов.

Вологодский музей-заповедник

Ознакомиться с экземплярами вологодского кружева можно в Вологодсоком музее-заповеднике, Вологодском музее кружева, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, а также в музее кружевной фирмы «Снежинка».

Награды

Вологодские кружева неоднократно получали на выставках высшие награды: золотую медаль на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже в 1925 году, Гран-при в Париже в 1937 году, золотую медаль в Брюсселе в 1958 году Тогда же, на выставке в Брюсселе, был отмечен высшей наградой Гран-при кружевной вологодский занавес «Русские мотивы».

Вологодское кружево: прошлое, настоящее, будущее

Кружево - удивительное творение человеческой фантазии, зародилось как вид декоративного украшения изделий из ткани и со временем обогатило сферу искусства, поражая роскошью ажурных узоров и переплетений.

Кружево делится на шитое иглой и коклюшечное. Изначально в Европе шитое кружево было принадлежностью аристократии, а кружево, плетеное на коклюшках, было распространено в народе.



Интересно то, что в истории русского коклюшечного кружева наблюдается подобное деление. Одни кружева имели аристократический характер, а другие - народный. Первые - являлись подражанием иностранным образцам, а вторые, бывшие в употреблении у народа, оказались настолько самобытны, что трудно определить историю их происхождения.




История появления и развития кружев полна загадок и противоречий.
Наиболее древними центрами кружевоплетения считаются Италия и Фландрия. От них все остальные страны Европы научились кружевному делу.



Существует предание, что в 1725 г. Петр I выписал из брабантских монастырей - 250 кружевниц, для обучения плетению кружев детей-сирот в Новодевичьем монастыре. Долго ли существовало это обучение в монастыре - неизвестно. Но что интересно, в образцах кружев, сохранившихся в разных краях России, и в названиях этих кружев, многие старушки-кружевницы указывали на «драбанскую (т.е. брабантскую) нитку».



Вологодское кружево


"Ни один центр кружевной промышленности в России не пользовался столь громкой известностью, как город Вологда и его скромные обитатели",- писала Софья Давыдова в своем знаменитом исследовании "Русское кружево и русские кружевницы".



До сих пор неизвестно, когда в обширном вологодском крае возникло искусство плетения кружев, почему на Севере именно на вологодских землях оказалось столь любимым и популярным это ремесло.



Возможно, предопределяющими факторами явились развитое льноводство и торговые пути, которые пролегали здесь с севера на юг и приносили влияния иноземной моды, обретавшей на русской земле свои национальные формы.



Кружевничество, как промысел, в Вологодской губернии существует с 1820 года. Официальным исследованием (С.А. Давыдовой) установлено, что во времена крепостного права во всех значимых помещичьих усадьбах губернии находились кружевные «фабрики», поставлявшие кружевные изделия в Санкт-Петербург и Москву.



И одна из таких фабрик была основана помещицей Засецкой в трех верстах от Вологды в селе Ковырино не позднее 20 годов XIX века. Там крепостные выплетали тончайшее кружево для отделки платьев и белья, подражая западноевропейским узорам.



Со временем из помещичьих мастерских плетение кружев переместилось в народную среду и стало одним из видов народного искусства, отражавшего запросы и вкусы широких кругов местного населения.



Немного позднее в Вологде развила замечательную деятельность Анфия Федоровна Брянцева. Талантливой мастерице пришла счастливая мысль объединить полотнянку густого "белозерского" манера с плетешковыми решетками.



Так и получился знаменитый, и ставший модным, "вологодский манер". Анфия вместе с дочерью Софьей разработали целый ряд оригинальных кружевных рисунков и образцов, ввели в употребление мелкие и крупные кружевные вещи, как, например, тальмы, накидки, целые костюмы и т.п. А также обучили кружевному делу свыше 800 городских и деревенских девушек и женщин.

Поделиться