Программа по внеурочной деятельности " веселый этикет " рабочая программа на тему. Рабочая программа внеурочной деятельности "веселый этикет" Описание места курса в учебном плане


СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1

Согласовано Согласовано Утверждаю

на заседании ШМО зам.директора по УВР директор МБОУ СОШ № 1

учителей начальных классов _________(Кострова О.Б.) __________(Морозова В.Е.)

Протокол №1 от «___»_____2013г. «___»______________2013г. «___»______________2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

«ВЕСЁЛЫЙ ЭТИКЕТ»

4 класс

УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Комар Г. А

2013 г.
Пояснительная записка
Программа кружка «Весёлый этикет» для 4 класса разработана:

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

С особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся.
Программа «Этикет» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 4 классе в рамках федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. Нравственность – свойство личности, которое регулирует поведение. Наиболее благоприятным возрастом для усвоения нравственных основ является младший школьный возраст. Именно в детстве закладывается фундамент культурного и этического отношения к тому огромному миру, который нас окружает. И чем раньше человек задумается о своих коммуникативных навыках, тем быстрее научится правильному общению, тем легче ему будет в решении сложных жизненных проблем. Целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры , умение культурно вести себя в школе, дома, на улице, в общественных местах. Если элементарные нормы культурного поведения не привиты детям с ранних лет, то позднее приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более трудную работу: перевоспитывать школьников, у которых укоренились отрицательные привычки.

Жизнь показывает, что многие школьники не умеют прилично вести себя: они грубы и развязны со взрослыми, невежливы друг с другом и нередко нарушают общественный порядок. В настоящее время, в век компьютерных технологий, дети книги практически не читают. А ведь именно на примерах литературных героев воспитываются положительные качества. Подрастающее поколение увлекается боевиками, фильмами ужасов, компьютерными играми, которые несут негативную информацию.

Необходимость преодолеть все эти недостатки ставит перед школой задачу: дать детям знания и навыки культурного поведения в определенной системе. А чтобы работа была систематической, ее надо проводить как на уроках, так и во внеурочное время.

Цель данного курса – формирование духовно-нравственных, эстетических и этических качеств личности у детей , приобщая их к условиям общественной жизни.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи :


  • формирование навыков общения и сотрудничества;

  • формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;

  • развитие коммуникативных умений в процессе общения;

  • введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.
Основными методами реализации программы являются изучение этикета поведения, речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций, исследовательской деятельности.

На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год.
Планируемые результаты

Личностные


  • развитие познавательных навыков учащихся , умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

  • ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;

  • формирование этических чувств, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость,
Метапредметные результаты

Регулятивные


  • умение использовать речь для регуляции своего действия;

  • умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

  • умение концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
Познавательные

  • формирование умения учиться: навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной литера­туры;

  • основам смыслового чтения художественных и познава­тельных текстов, выделять существенную информацию из текс­тов разных видов;
Коммуникативные

  • умение выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • умение координировать свои усилия с усилиями других, формулировать собственное мнение и позицию;

  • умение задавать вопросы;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии ;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
К концу учебного года учащиеся научатся :

  • Употреблять различные формы обращения к человеку, в зависимости от ситуации;

  • Обращать внимание на внеречевые средства контакта: позу, взгляд, мимику, прикосновение;

  • Вести себя среди людей так, чтобы им было хорошо, приятно, удобно;

  • Правильно общаться по телефону;

  • Правильно оценивать себя и других;

  • Приводить свою внешность в порядок; соблюдать аккуратность ;

  • Встречать гостей, дарить и принимать подарки;

  • Делать весёлые подарки или хорошие розыгрыши;

  • Принимать красивые позы во время посадки и ходьбы;

Критерии оценивания планируемых результатов

воспитания и развития младших школьников

Планируемые результаты воспитания определяются поставленными задачами и ориентируются на следующие

Критерии.


  1. Изменения в модели поведения школьника:
- проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои рассуждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);

Соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений ; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;

Активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;

Создание условий для реальной социально-ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.

2. Изменение объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этикета:

Использование полученной информации во внеурочной и внешкольной деятельности;

Краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание

необходимости следовать им;

Объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения

соответствия нравственным ценностям.


  1. Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:
- способность объективно оценивать поведение других людей и собственное;

Сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения , побуждение вовремя его изменить;

Способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.

Календарно-тематическое планирование


п/п

дата

Тема занятия

Кол-во час

1

Речь.

1

2

Культура речи.

1

3

«Настоящий мужчина»

1

4

«Деловой человек»

1

5

О вежливости.

1

6

Как много слов прекрасных – волшебных добрых слов.

7

Что такое этикет.

1

8

Умение вежливо слушать.

1

9

Правила беседы.

1

10

Скороговорки

1

11

Не ссориться и не обижать друг друга.

1

12

«Разрешите мне сказать»

1

13

Сочиняем стихи.

1

14

Знакомство

1

15

Поведение в столовой

1

16

На перемене.

2

17

18

Телефонный этикет.

1

19

Мы идем в гости.

1

20

Принимаем гостей.

1

21

Поведение за столом.

1

22

Дома после школы.

2

23

24

Поздравление и пожелания.

1

25

В общественном месте.

1

26

В автобусе.

1

27

В кино.

1

28

В театре.

1

29

В парикмахерской.

1

30

В детской библиотеке.

1

31

В поликлинике.

1

32

Участие к человеку.

1

33

У постели больного.

1

34

Праздник «Ура, каникулы»

1

Материально-техническое обеспечение.


  • ФГОС начального общего образования. – Просвещение, Москва, 2010.

  • ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. – Просвещение, Москва. 2009.

  • Примерные программы по внеурочной деятельности. - Просвещение, - М.: 2010.

  • Богуславская Н.Е. «Весёлый этикет», М.: Флинта,2010

  • Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;

  • Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;

  • Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;

  • Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;

  • Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;

  • Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;

  • Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности», ж. «Завуч начальной школы», №5, 2004.

  • Демонстрационный материал;

  • Магнитная доска;

  • Компьютер;

  • Спортивная площадка (актовый зал).

КРУЖОК

«ЭТИКЕТ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

(для детей среднего дошкольного возраста)

Воспитатель МБДОУ «Детский сад №2«Улыбка»

г.Мичуринска Тамбовской области

Каширина Е.А.

Пояснительная записка

Цель: формировать этикет мальчиков и девочек в определенной системе, способствующей благоприятному протеканию процесса. Задачи: - закрепить знания об основных правилах, по которым живут люди; - дать понятие что главное - правила не знать, а выполнять; - развивать умение понимать свое настроение и настроение других людей; - расширять словарный запас в области чувств и эмоций; - формировать коммуникативные навыки, учить умению контролировать свое поведение, сдерживать себя и прислушиваться к мнению других; - воспитывать чувство взаимопомощи; - учить быть честными, мужественными; - формировать высшие моральные качества личности: доброту, честность, мужество, умение самостоятельно совершенствовать черты своего детского характера.

Каждый родитель желает добра своему ребёнку. Он хочет, чтобы ребёнок рос здоровым, умным, весёлым и воспитанным. «Воспитанность – это единственное, что может расположить к тебе людей с первого взгляда, ибо, чтобы распознать в тебе большие способности, нужно больше времени», - так писал английский писатель и государственный деятель Ф.Честерфилд. Знание правил поведения и общения между людьми, позволяет не только ребёнку, но и взрослому человеку чувствовать себя уверенно и свободно. Правила этикета просты и разумны. Основное правило – делать так, чтобы другому было хорошо.

Главным содержанием занятий по основам современного этикета являются поведенческие правила, подкрепленные этическими и эстетическими нормами. В них включены беседы, игры, театрализованные представления, праздничные вечера – все это создает условия для наилучшего усвоения принятого в обществе порядка поведения. Практические упражнения, применяемые в процессе занятий, помогают технически отработать тот или иной поведенческий навык, например, уступить место в транспорте, поблагодарить за подарок, встать из-за стола, произнести комплимент и т.п. Игры в процессе занятий дают возможность интересно и показательно обучить детей; они раскрепощают, снимают состояние неловкости и неуверенности в себе.

Разработан перспективный план для старшего дошкольного возраста, который представляет собой логическую последовательность форм, методов и приемов работы с детьми. Он скоординирован таким образом, что обучение и воспитание дошкольников, привитие навыков этикета происходит не только на занятиях, но и во время всего пребывания ребенка в детском саду, в процессе разных видов деятельности – игровой, трудовой, изобразительной и т.д..

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

Сроки

Тема

Программное содержание

Сентябрь

2 неделя

«Вспомним, как надо правильно кушать, накрываем на стол»

3 неделя

«Вежливость города берёт»

Продолжать обогащать словарь детей выражениями словесной вежливости, учить самостоятельно здороваться, прощаться, благодарить, просить извинения, использовать в обращении с близкими ласковые обороты

4 неделя

«Мальчики и девочки»

Воспитывать у мальчиков внимательное отношение к девочкам, учить подавать им стул, оказывать помощь в нужный момент, приглашать на танец

Октябрь

1 неделя

«Моя одежда: каждой вещи - свое место »

Учить детей соблюдать чистоту и порядок в своей комнате, бережно относиться к своей одежде.

2 неделя

«Секрет волшебных слов»

Продолжать учить детей использовать в речи добрые и “волшебные” слова. Воспитывать в детях внимательное, доброжелательное отношение к окружающим.

3 неделя

Я и мои родители”

Способствовать формированию выдержки, спокойствия, доброжелательного отношения. Воспитывать уважение к родителям.

4 неделя

«Разрешите к вам обратиться»

Закреплять умения быть вежливыми в общении со взрослыми, во время беседы говорить приветливо, внятно, смотреть на собеседника, не прерывать разговор, не перебивать старших

Ноябрь

1 неделя

«Культура поведения во время еды»

Закреплять и углублять представления о культуре еды, способствовать формированию устойчивых культурно-гигиенических навыков.

2 неделя

«Мальчики и девочки»

Воспитывать у девочек скромность, учить их проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания со стороны мальчиков

3 неделя

«Что такое хорошо»

Продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо, что плохо, учить оценивать хорошие и плохие поступки

4 неделя

«Правила поведения в общественных местах»

Учить детей выполнять правила культуры поведения в общественных местах

Декабрь

1 неделя

«Мы по улице пройдем»

Дать представление о том, что

2 неделя

Какие бывают привычки?”

Учить детей отличать вредные и полезные привычки.

3 неделя

Доставляй радость людям добрыми делами”

Воспитывать умение получать удовольствие от добрых действий

4 неделя

«Как надо вести себя в гостях»

Знакомство с некоторыми правилами застольного этикета

Январь

3 неделя

«В гостях у подружки»

Дать детям представления о правилах поведения в гостях, культуре преподнесения подарка.

4 неделя

Что такое дружба?”

формировать понятия “Друг, дружба”, научить понимать, оценивать чувства и поступки других.

Февраль

1 неделя

«Телефонный разговор»

Учить детей соблюдать речевой этикет, разговаривая по телефону. Формировать у детей навыки использования вежливых слов и выражений.

Учить детей кратко излагать по телефону свои мысли. Учить использовать в речи некоторые жанры телефонных разговоров.

2 неделя

“Волшебники”

Воспитывать дружелюбное отношение друг другу.

3 неделя

«Помоги слабому»

Вызвать у детей сочувствие к «жертвам» неблаговидных поступков, возмущение обидчиками и одобрение тех, кто восстанавливает справедливость.

4 неделя

«Мальчики выполняют мужскую работу»

Сформировать представление детей о мужском поведении. Воспитывать желание помочь девочкам выполнить сложную работу

Март

1 неделя

Чем можно порадовать маму?”

Развивать внимательное отношение к родным и близким людям. Воспитывать желание создавать для них радостное настроение.

2 неделя

«Поступай с другими так, как хотел бы ты, чтобы поступали с тобой»

Учить определять эмоциональные состояния по мимике, жестам, действиям, интонации голоса; закреплять умение учитывать настроение окружающих в общении с ними; учить правильно реагировать на настроение окружающих.

3 неделя

«Как заботиться о своей одежде».

Воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом; закрепить навыки бережного отношения к вещам

4 неделя

«Вежливый покупатель»

Учить детей выполнять правила культуры поведения в магазине, пополнить словарный запас детей необходимыми выражениями.

Апрель

1 неделя

«Застольное поведение»

Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи, закреплять правила поведения за столом

2 неделя

Внимательный, равнодушный”

Обсуждение данных качеств характера и их значение в общении

3 неделя

«В музее и на выставке»

Обучить детей правилам поведения на выставке, в театре, в музее и одновременно ввести в активный речевой запас ребенка этикетные выражения, необходимые в ситуации.

4 неделя

«Людей неинтересных в мире нет»

Научить детей культуре общения с взрослыми и сверстниками.

Май

1 неделя

«Привычки дурного тона»

Продолжать учить детей отличать вредные и полезные привычки, воспитывать у них отрицательное отношение к всем вредным привычкам

2 неделя

«Мой дом, наведу порядок в нем»

Воспитывать в детях потребность в аккуратности, желании помогать взрослым.

3 неделя

«Мы по улице пройдем»

Совершенствовать представление о том, что соблюдение правил дорожного движения, это тоже проявление культуры и вежливости. Продолжать формировать у детей навыки поведения на улице.

Используемые ресурсы

    Алябьева Е.А. “Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками” М.: ТЦ, Сфера, 2003

    Есина Л.Д. Воспитание культуры поведения у старших дошкольников. – М.: Издательство “Скрипторий 2003”, 2008.

    Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения – М.: ВЛАДОС, 2003.

    Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5–7 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

    Фалькович Т.А.Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию дошкольников: Старшая и подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2008.

    Шорыгина Т.А. Вежливые сказки: Этикет для малышей. – М.: Прометей, Книголюб, 2001.

    Щипицина Л.М. Азбука общения: Развитие у личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – “Детство Пресс”, 2002.

    www . lseptember . ru 9. www . detsad . ru

Оксана Жидкова
Кружок «Веселый этикет»

Пояснительная записка.

«Воспитанность – это единственное, что может расположить к тебе людей с первого взгляда, ибо, чтобы распознать в тебе большие способности, нужно больше времени», - так писал английский писатель и государственный деятель Ф. Честерфилд. Знание правил поведения и общения между людьми, позволяет не только ребёнку, но и взрослому человеку чувствовать себя уверенно и свободно. Правила этикета просты и разумны. Основное правило – делать так, чтобы другому было хорошо.

Важнейшей проблемой современного общества является дефицит

доброты и культуры отношений. В настоящее время речь идет о

необходимости возрождения в обществе духовности и культуры. То, что

мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и

нашей жизнью. Одним из средств гуманизации отношений выступает

речевой этикет как основа культуры поведения в целом, освоение

которого должно происходить с раннего детства. Одним из условий

успешности работы по формированию речевой культуры, на мой взгляд,

является игра, как основной вид деятельности дошкольника.

Дети легче осваивают ролевые позиции, используя в конкретных

ситуациях правила речевого поведения через систему игр и игровых

упражнений. В игре моделируются ситуации общения, распределяются

роли, осуществляется выбор форм речевого поведения, а также

нравственных установок.

Ожидаемый результат программы дополнительного образования «Веселый этикет».

Освоения детьми программы кружка - овладение такими интегративные качествами, как:

эмоционально отзывчивый.

Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;

овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;

способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила, в общественных местах).

Цель и задачи программы дополнительного образования.

Цель: создание педагогических условий для формирования у детей культуры речевого общения.

Формировать правила речевого этикета в разных

ситуациях общения;

Формировать навыки этического поведения;

Совершенствовать навыки культуры поведения в

обществе;

Повысить педагогическую грамотность родителей по данному вопросу;

Воспитывать дружеские взаимоотношения, эмпатию, бережное отношения к чувствам других людей.

Рабочая программа дополнительного образования составлена на основе программы Н. Е. Богуславской и Н. А. Купиной «Весёлый этикет», которая выполняет функцию погружения детей в мир этических понятий и категорий. При составлении программы учитывались возрастные особенности детей, уровень речевого развития. В основе занятий - игровая технология обучения и воспитания, технология сотрудничества и сотворчества. Достаточное количество времени отводится заданиям творческого характера: разыграть ситуацию, придумать сказку, стихотворение… Предполагается использование на занятиях по речевому этикету межпредметных связей с «Литературным чтением», «Музыкой» и др.

В итоге проведённой работы дети должны научиться:

Пользоваться правилами поведения в обществе;

Обращаться к знакомым и незнакомым людям;

Выражать приветствие, благодарность, прощание, поздравление, извинение, просьбу, согласие, вежливый отказ, утешение, комплимент в нужной тональности.

Комплексное, поэтапное обучение речевому этикету с использованием моделирования речевых ситуаций, ролевых игр и других приемов окажет положительное влияние на развитие коммуникативной способности детей со стойкой речевой патологией и повысит эффективность коррекционных мероприятий, направленных на преодоление речевой патологии.

Формы работы – занятия, продолжительностью 25 мин. в старшей группе.

Перспективный план программы дополнительного образования «Веселый этикет» на 2015 – 2016 учебный год.

Сентябрь

Занятие 1

«Как много волшебных слов - прекрасных волшебных слов»

Октябрь

Занятие 1

««Уважай сам себя, будут уважать и люди тебя»

Занятие 2

«Уважай отца и мать - будет в жизни благодать»

Ноябрь

Занятие 1

«Своя земля и в кулачке родная»

Занятие 2

«Нет друга - ищи, нашел - береги»

Декабрь

Занятие 1

«Не бросайте слов на ветер»

Занятие 2

«Жадный сам себе покоя не дает»

Январь

Занятие 1

«Добро не умрет, а зло пропадет»

Занятие 2

«Завистливый по чужому счастью сохнет»

Февраль

Занятие 1

«Телефон и мы»

Занятие 2

«Я набираю ваш номер»

Март

Занятие 1

«Как понравится людям»

Занятие 2

«Маленький труд лучше большого безделья»

Апрель

Занятие 1

«В правде - сила»

Занятие 2

«Не прячьте совесть в рукавички»

Занятие 1

«Знаете ли вы этикет?»

Публикации по теме:

Вечер развлечений «Этикет для малышей» «Мастер класс»: «Разговор о правильном питании» Вечер развлечений «Этикет для малышей» Ведущий: здравствуйте, дорогие девочки и мальчики.

Конспект занятия по формированию навыков этикета «Почему у Хрюши плохое настроение?» Тема: «Почему у Хрюши плохое настроение» (этикет) Цель: продолжить знакомить с правилами поведения в транспорте, повторить вежливые слова.

Этикет в процессе овладения дошкольниками социальной ролью Доклад на тему: «Этикет в процессе овладения дошкольниками социальной ролью». В России отношение к поведению за столом изменилось лишь со.

Цель: формировать знания и навыки по правилам этикета за столом, сформировать у детей понимание необходимости выполнения правил этичного.

Пояснительная записка.












Цель кружка:

Задачи:









-эмоционально отзывчивый.






Возраст детей от 5 до 6 лет.

Формы работы:

2. Беседа.
3. Совместная деятельность.
4. Игра.

Оборудование.

Литература.









Консультация для родителей

1 час
Почему говорят «Здравствуй».

Чтение
отрывка
из произведения

1 час
Фея учит вежливости.



1 час
«Лучше дома места нет!»

:
«Телефон» Н. Носов.

Консультация для родителей «Учим ребенка общаться».

Д/и:

Чтение художественной литературы

Учить детей понимать эмоционально-образное содержание стихотворения; развивать образность речи детей.

Сюжетно-ролевая игра

1 час
Пояснительная записка.

Воспитание культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе культуры поведения, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.
Известно, что все начинается с детства. Воспитание нравственности начинается с колыбели. Когда мать улыбается ребенку, радуется ему – это уже воспитание самой глубокой нравственности, его дружеское отношение к миру. Формировать у детей навыки поведения, воспитывать сознательно активное отношение к порученному делу, товарищество, нужно начинать с дошкольного возраста.
В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.

Возраст 5 - 6 лет имеет решающее значение для морального развития детей. Он являетсяособо чувствительным. Одновременно он весьма благоприятен для формирования морального облика, черты которого нередко проявляются в течение всей последующей жизни ребёнка.
То, как будет протекать моральное развитие в этот период, во многом определяет последующее моральное становление человека.
Этикет – очень близкая и очень важная часть общечеловеческой культуры, нравственной морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной.
Вся жизнь ребенка, как и любого взрослого, связана с правилами этикета, и от того насколько правильно себя ведет, зависят его личное самочувствие, общение со сверстниками и взрослыми, успешность его деятельности.
Нравственное воспитание рассматривается, как одно из важнейших сторон общего развития ребенка дошкольного возраста. В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.
Старший дошкольный возраст – это тот возраст, когда у детей формируется гибкое отношение к выполнению правил этикета, стремления понять их. Ребенок собственным трудом ума, сердца, духа удовлетворяет свои желания и развивает свои способности.
Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нем лежит огромная ответственность за настоящую и будущую жизнь воспитанника, требующая от педагога огромных душевных сил.
Общая цель детского сада и семьи – воспитание хорошо воспитанного, культурного и образованного человека, которого мы вместе формируем, являясь сотрудниками в этом важнейшем деле.
Данный кружок «Веселый этикет» представляет собой последовательную систему по ознакомлению детей 5-6 лет с основными нравственными показателями, установленным, принятым порядком поведения, форм обхождения (этикетом), принятыми в современном обществе, формированию нравственной воспитанности дошкольников.
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста в рамках кружка является игра.

Цель кружка:
- знакомить детей 5-6 лет с основами этикета (понятие, история возникновения, нормы и правила в области культуры речи, правилах общения со взрослыми и сверстниками, поведения в общественных местах, транспорте, за столом); повышение уровня коммуникативной компетентности детей.
Задачи:
- закреплять знания детей о речевом этикете в определённых бытовых ситуациях;
- развивать психические процессы как воля, память, внимание, мышление, нравственно-волевых качеств личности как ответственность, целеустремленность, умение добиваться поставленных целей, доброжелательность, сострадание и т. д.
-формировать навыки этического поведения;
-воспитывать дружеские взаимоотношения, эмпатию, бережное отношения к чувствам других людей;
- дать понятие об этической, нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на поступки детей, образы художественной литературы и других видов искусства.
- способствовать накоплению и обобщению эмоционально – положительного отношения к образам добрых героев и их поступкам.
- формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей («можно» - «нельзя», «хорошо» - «плохо»).
- научить детей видеть этическую, нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть.

Ожидаемый результат кружка «Веселый этикет».
Освоения детьми программы кружка - овладение такими интегративные качествами, как:
-эмоционально отзывчивый.
Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;
-овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;
-способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).
Кружок «Веселый этикет» работает в течение года (сентябрь – май включительно), один раз в неделю, во вторую половину дня. План кружка рассчитан на 1 учебный год. Количество детей посещающих кружок «Веселый этикет» - 29 человек.
Возраст детей от 5 до 6 лет.

Формы работы:
1.Непосредственная образовательная деятельность.
2. Беседа.
3. Совместная деятельность.
4. Игра.
5. Консультации для родителей.

Оборудование.
Настольные дидактические игры из серии «Этикет», дидактические игры, плакаты, демонстрационные картины, атрибуты для сервировки стола, детские книги этического характера, Пособие «Как вести себя» О.Л. Князева, Р. Б. Стеркина.

Литература.
1. Буре Р.С., Островская Л.Ф. «Воспитатель и дети» М. Просвещение 1985 г..
2. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста М. Просвещение 1986 г.
3. Короткова Н.И.Беседы на этические темы Д/в №4-88 г.
4. Лисина М. И. Ребенок и сверстники Д/в №9-88 г.
5. Зернова О. Воспитание любви и уважения к книге»Д/в №6-89 г.
6. Бархатова Н. Воспитание культуры поведения Д/в №11-89 г.
7. Рычашкова К. Н.Упражнения по закреплению культуры поведения Д/в №3-89 г.
8. Теплюк С. Об опрятности и аккуратности Д/в №9-88 г.
9. Якобсон С. Г. Моральное воспитание. – Смоленск,1996
10. Курочкина О.Н. Этикет для дошкольников. – Просвещение, 2006г.

Консультация для родителей
«Этикет». Знакомство с правилами этикета, закрепление и расширение имеющихся знаний.
1 час
Почему говорят «Здравствуй».

Чтение
отрывка
из произведения
С. Козловой «Трям! Здравствуй!»). Ввести в рабочий обиход вежливые формы приветствия. Умение приветствовать друг друга, используя вежливые слова («здравствуйте», «добрый день», «доброе утро» и т.п.); первыми приветствовать старших;
уметь вести разговор по телефону (начинать с приветствия, представляться, сообщать цель своего звонка; если звонишь сам, заканчивать разговор первым).

Продолжать учить детей использовать в речи слова приветствия и прощания.

1 час
Фея учит вежливости.

Чтение В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими:
доброжелательности, честности, правдивости.
Учить детей оценивать свои поступки и у сверстников.

1 час
«Лучше дома места нет!»

Сюжетно-ролевая игра «Семья» Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью

Продолжать формировать представление о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете; воспитывать заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.


«Телефон» Н. Носов.

Д/и:
«Кто знает больше вежливых слов».

Отгадывание загадок о вежливости. Развивать экологическое мышление и творческое воображение, связную, интонационную выразительную речь.

Развивать внимание, память; умение внимательно слушать воспитателя; активизировать словарь.

Беседа «Культура поведения в общественных местах».

Чтение художественной литературы
«Торопыжка». Учить культуре поведения в общественных местах; воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей. Знать правила поведения на занятиях в детском саду; выполнять правила поведения в общественном транспорте; на выставке, в музее громко не разговаривать, экспонаты руками не трогать, не мешать другим, приходить в опрятном виде; в магазине уметь чётко излагать свою просьбу, в супермаркете пользоваться специальными корзинами.

Учить детей понимать эмоционально-образное содержание стихотворения; развивать образность речи детей.

Рассматривание дорожных знаков.

Сюжетно-ролевая игра
«На дорогах города». Развивать речь детей, память, внимание, закрепить знания по правилам дорожного движения.

Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, познакомить с новой ролью – регулировщик, воспитывать выдержку, терпение, внимание на дороге.

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Начальная общеобразовательная школа а.Адыге-Хабль»

Принято на Утверждаю.
педагогическом Директор____________________

совете школы №1 Выкова Л.А.

«Веселый этикет» - 3 класс

разработала

Тлисова О.М.

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Программа разработана на основе

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;

Инструктивно – методического письма «Об основных направлениях развития воспитания в образовательных учреждениях области в рамках реализации ФГОС» и направлена на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования программа духовно- нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности:

патриотические чувства гражданина России;

гражданская идентификация;

общечеловеческие ценности;

поликультурный мир;

личное нравственное самосовершенствование.

Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста.

Основная цель программы - формирование у детей нравственных

ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений,

а также основ мировоззрения и самовоспитания.

Для достижения цели поставила следующие задачи:

способствовать формированию навыков поведения в обществе,

способствовать воспитанию чувства коллективизма,

способствовать формированию этической культуры, дружелюбия и вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям; совершенствовать умение регулировать своё поведение;

способствовать формированию осознанного стремления выполнять правила гигиены здоровья и вести здоровый образ жизни.

формировать способы социального поведения детей в различных ситуациях, опыт доброжелательного отношения к окружающим;

воспитывать положительные качества: вежливость, тактичность, милосердие, доброту.

Общая характеристика курса

Нравственное развитие личности учащегося как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение»,«Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры на-родов России»), так и во внеурочной деятельности в форме гостиной «Весёлый этикет»

Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Он направлен, прежде всего, на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.

Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:

Личностно- направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;

Стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;

Развивающие нравственное сознание;

Активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, её эмоциональную сферу.

Содержание факультатива ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литера-турой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представ-ления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровож-дающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художествен-ного произведения позволит учителю прибегать к эмоционально-образной форме народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.

Ценностные ориентиры содержания факультатива.

Развитие нравственного сознания младшего школьника формируется

от класса к классу в следующей логике.

3 класс. «Гостиная «Весёлый этикет» изучает ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка -мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, знакомятся с нравственными качествами человека, формирующимися на основе нравственных норм.

- рассказывать о добре и зле в литературных произведениях

-уметь анализировать рассказ учителя, задавать вопросы по интересующей тематике

- выделять главное и второстепенное в собранном материале, делать выводы и умозаключения;

- указывать пути дальнейшего изучения объекта;

- презентовать свою работу.

- вести себя в соответствии с правилами этикета в общественных местах;

-уметь задавать вопросы по интересующей тематике

-приводить примеры о правилах поведения, с опорой на жизненный опыт

-уметь анализировать рассказ экскурсовода, задавать вопросы по интересующей тематике

Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;

3.О трудолюбии -

к вещам, созданным трудом других людей. Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности). Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.

Универсальные учебные действия:

корректировать его;

4.Культура внешнего вида

Универсальные учебные действия:

5.Внешкольный этикет

Универсальные учебные действия:

1.Школьный этикет

(понятие об основных правилах поведения в школе) -8ч

Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой.

Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке,

учебное сотрудничество.

Школьные перемены как время активного отдыха, игры.

Поведение в столовой, правила поведения за столом.

Универсальные учебные действия:

Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;

Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на

перемене).

2.Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)

Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к

родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое

знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно,

без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной),оценка ситуации.

Универсальные учебные действия:

Использовать в речи слова вежливости;

Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме,анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;

Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений);

Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);

Описывать сюжетную картинку (серию);

Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;

Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
3.О трудолюбии

Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду. Способы бережного отношения

к вещам, созданным трудом других людей. Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.

Универсальные учебные действия:

Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня,

корректировать его;

Оценивать свои действия во время уроков, дежурств.

4.Культура внешнего вида

Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.

Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.

Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Универсальные учебные действия:

Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;

Оценивать внешний вид человека.
5.Внешкольный этикет

Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях

(на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким

и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д.

Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т. д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; чётко и громко высказывать обращение, просьбу.

Универсальные учебные действия:

Использовать доброжелательный тон в общении;

Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

Предполагаемые результаты 2-го уровня

В процессе освоения материалов факультатива ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.

Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.

Обсуждение сказок, их инсценировка, обсуждение произведений худо-жественной литературы - всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла,значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.

Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления,знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации?Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).

Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ,синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах факультатива содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме - о добре, трудолюбии, об отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.

В целях формирования коммуникативных универсальных учебных действий (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания,их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например «Почему?», «Как?», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение одноклассников, т. е. работать коллективно или в группах, парах, а также предлагаются задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.

Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает школьникам учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет детям научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Должен раскрыть сущность понятий: добро и зло, уважение, добрый человек, честность, любовь к родителям и близким.

Должен знать правило этикета и социального быта: вежливые слова, как вести себя в школе, классе, столовой.

Должен уметь для сохранения здоровья соблюдать личную гигиену, беречь учебные и личные вещи, приводить их в порядок, соблюдать правила дорожного движения.

Формы проведения занятий:

сюжетно-ролевая игра;

игра-спор;

подвижная игра;

учебная игра;

праздник.

практическое занятие (работа на учебно-опытном участке, творческие мастерские)

экскурсии

встречи с интересными людьми

путешествии
Формы подведения итогов:

творческий показ

общеклассные мероприятия

тематические вечера и праздники

Конкурс творческих проектов

Выставка рисунков

Защита проектов

Устный журнал

Список использованной литературы

Бутелёва Б.В. “Поговорим о воспитании”. С.-Пб., 20044 г.

Вендербильт Э.К. “Культура поведения, этикет, мораль”. М., 2008 г.

Волченко Л.Б. “Этикет”. Ростов-на-Дону, 2006 г.

Вольф И.Т. “Современный этикет”. М., 2007 г.

Гольдин В.Е. “Речь и этикет”. М., 2003 г.

Крохина И.М. “Всё об этикете”. М., 2005 г.

Лихачёва Л.С. “Уроки этикета”. Екатеринбург, 2006 г.

Мудрик А.В. “Введение в социальную педагогику”. М., 2007 г.

Николаева Т.Н. “Этикет и мы”. С.-Пб., 1993 г.

О.Алексанрова «Уроки вежливости», М. изд. «Эксмо» 2010 г.

пособия С.Булацкий «Хорошие манеры» М. издательский дом «ЮНИОН» 2006 г.,

Титаренко А.И. “Нравственные основы общения”. М., 2007 г.

Разделы и темы кружка « Весёлый этикет» помогут ученику в формированиинравственного развития личности учащегося, эмоционально-положительного отношения к миру, воспитывают духовность, активность, компетентность подрастающего поколения России, способного следовать принятым в социуме

нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки Знакомство с началами социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ к осмыслению личного опыта, позволяет найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов; формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений,а также основ мировоззрения и самовоспитания.

В ходе реализации программы уместно использование следующих приемов:

словесные (мини-лекция, рассказ, беседа);

наглядные (иллюстрации, видеоматериалы, фотографии, схемы;

практические (наблюдения, эксперименты,);

использование занимательного материала.

Методические приемы активного обучения позволяют разнообразить учебную деятельность, реализовать личностно-ориентированный подход в обучении.




Содержание тем

Кол-во

часов


Дата

Примечание

1

Знакомство

2

Поведение за столом

3

У тебя в гостях подруга

4

Прощание с гостем

5

Игра «в гости»

6

Прощание перед сном

7

Утреннее приветствие

8

Об уступчивости

9

Вежливая просьба

10

Вежливая просьба (продолжение)

11

Поведение в общественном транспорте

12

Поведение у театральной кассы

13

В театре (кино, цирке)

14

В поликлинике

15

В детской библиотеке

16

Поведение в кафе

17

В парикмахерской

18

В парикмахерской (продолжение)

19

Утешение

20

У постели больного

21

Разговор с младшим как разговор сильного со слабым

22

Разговор с незнакомым на улице

23

Обращение к взрослому знакомому

24

Вежливый разговор по телефону

25

Вежливый разговор по телефону

26



27

Разговор о животных и с животными

28

Поздравление и пожелания

29

Поздравление и пожелания

30

Прощание с близкими перед отъездом

31

Поведение в школе

32

Разговор со старшими

33

Поведение дома

34

Не ссориться и не обижаться друг на друга
Поделиться